«Эксперт РА»: Необходимо законодательное разграничение ОМС и ДМС
5 марта 2013 года состоялся круглый стол «Медицинское страхование в России: путь к качественной медицине», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА». Основными темами для обсуждения стали определение места ДМС в системе здравоохранения, возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям, страхование профессиональной ответственности врачей, а также рейтинг качества услуг ЛПУ.
«При разграничении услуг по ОМС и ДМС возрастет качество системы здравоохранения. Увеличение доступности качественной медицинской помощи за счет снижения стоимости полиса ДМС приведет к устранению «серых» платежей, – считает Наталья Данзурун, заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА». – Во власти же самих страховщиков развивать рисковые программы ДМС, собственную сеть клиник и федеральные контакт-центры. Более активно рекламировать продукты по ДМС и налаживать сотрудничество с западными клиниками».
«Два года реализуется закон по ОМС, и мы сделали первые и очень важные шаги. Сейчас мы вместе со страховыми компаниями работаем над совершенствованием законодательства. По моему мнению, должно быть четкое разграничение услуг по ОМС и ДМС. Например, в стоматологии это уже работает. Мы понимаем, что может гарантировать государство, а что нет. Также с нашей точки зрения хорошей тенденцией можно назвать уход с рынка слабых компаний. В 2010 году в РФ работало 284 страховые компании, а в 2013 их уже 82», – отметила Наталья Стадченко, председатель ФФОМС.
«Рынок страхования еще консолидируется, – в свою очередь согласился Дмитрий Кузнецов, генеральный директор Межрегионального союза медицинских страховщиков. – Стоит понимать, если сейчас дать СМО функции страховщиков, дать им возможность взять на себя рисковую составляющую, то они не справятся. Когда рынок покинут слабые игроки – это будет более реалистично. При этом нужна здоровая конкуренциям между всеми участниками, которая будет стимулировать развитие рынка. Конечно, необходима и «политическая воля», в которой, к счастью, акцент сейчас перемещается в сторону улучшения здоровья граждан».
Генеральный директор ЗАО СК «ТРАНСНЕФТЬ» Кирилл Бровкович добавил: «Должны быть четко прописаны границы на уровне классификаторов и перечня услуг, определен минимально гарантированный набор услуг и расширительный перечень. Услуги, превышающие минимальный набор, должны предоставляться либо платно, либо покрываться полисом ДМС. Когда это будет сделано, исчезнет конфликт между ОМС и ДМС. Также исчезнет возможность для злоупотреблений, когда одна и та же услуга сначала оплачивается по ДМС, а потом делается попытка выставить счет государству на возмещение стоимости этой же услуги еще и через ОМС».
Александр Архипов, д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, уверен, что: «ДМС должно не конкурировать с ОМС, а дополнять. Конкуренция должна быть с программами прикрепления. Программы ДМС и системы прикреплений сейчас практически идентичны и по услугам, и по цене. Если страховщики смогут сделать свои программы более дешевыми, чем программы медицинского прикрепления, то это и будет драйвером роста».
«Платные медицинские услуги не должны осуществляться в ущерб бесплатным. Например, в Британии частный сектор и государственный не конкурируют между собой. При разграничении появится возможность для единого продукта, и будут выгоды для обеих систем, – считает Ирина Шабадахова, начальник управления продаж по личному страхованию департамента корпоративных продаж ОАО «СГ МСК». – Для ОМС – это увеличение прозрачности финансовых потоков. А в системе ДМС полис будет стоить меньше, что приведет к увеличению количества клиентов. Подобный опыт успешно реализован, в частности, в Евросоюзе».